Евреи Закарпатья имеют почти пятивековую историю: первая еврейская семья посели лась в Ужгороде в 1572 году. А вот массовый переезд евреев на Закарпатье (Подкарпат ская Русь) начался в конце семидесятых 19 столетья с Польши и России, где активизировались гонения на евреев. А уже к началу Второй Мировой Войны Закарпатье (Подкарпатская Русь) было одним из самых многочисленных еврейских ареалов в Европе. 

Не составлял исключения в еврейской тематике Закарпатья и Чоп. Сразу же после открытия движения поездов на Кошице, Галичину и Будапешт сюда стали переселяться еврейские семьи из венгерских городов и частично из Галичины. Первыми в Чопе появились люди рабочих профессий, которыми не только исконно владели евреи, но и безусловно преуспевали - это сапожники, портные, плотники и торговцы. Кроме того следует заметить, что основной костяк местной интеллигенции составляли тоже ев реи. Это были врачи, аптекари, ветеринары и т.д. Своим целенаправленными капитало вложениями они за сравнительно короткий срок изменили инфраструктуру местечка, создавая рабочие места, они изменили социально - экономическую ситуацию в Чопе. Так что вполне естественно, что к началу 20 столетья посёлок Чоп не мыслил себе жизни без еврейской общины, в которую входило 100 еврейских семей. О некоторых из них и об их детях мы и решили рассказать на страницах газеты "Новинка" 

Так, Моер Хайзер построил в Чопе кирпично-керамический завод, который частично был разрушен во время бомбёжек Чопа в 1944 году, но в пятидесятые годы был восстановлен и верой и правдой служил жителям до конца девяностых годов. А за время независимой демократии был разграблен, разрушен и сейчас на его месте точно такой же пейзаж как и в 1944 году после бомбёжек. А вот дом. который Моер Хайзер построил на улице Главной, 28 (рядом с кафе "Виктория")для своей семьи, до сих пор жив и здоров и по прежнему является жилым домом, но уже для чопских железнодорожников. Кстати М.Хайзер помимо изготовления кирпича и керамики специализировался на строительстве домов "под ключ" для людей с гарантированной приличной зарплатой, то есть в основном для железнодорожников.

Якоб Перлштейн построил механическую и водяную мельницы. Механическая мельница положила начало улице. которая и по сегодняшний день называется Мельничной, а вот водяная мельница находилась на реке Латорица в 200 метрах ниже существующего автомобильного моста и до сих пор поляна, где стояла мельница называется "Моломкерт". Ну а в доме, что на улице Приозёрной, где когда то жила семья Перлштейнов сейчас располагается районная больница.

Лео Штоттер построил так необходимые для бурно развивающегося рабочего посёлка Чоп электроподстанцию, которая была разбомблена до основания в 1944 году, но за годы советской власти на её месте был построен сетевой район, который находится в конце Московской улицы. Да и его жилой дом, что находился на углу Главной и Мельничной тоже был разбомблен до основания.

Вольф Шенберг построил нефтеналивную базу, которая вполне успешно работает и до сих пор. А вот его родовое гнездо было разрушено во время одной из бомбёжек и сейчас на этом месте (на углу улиц Главной и Мастерской) построен жилой дом. 

Вполне естественно, что в Чопе была построена синагога. она находилась на улице Главной,в 1944 году была разбомблена, а в годы советской власти на этом месте был построен жилой двухэтажный дом. Так на месте мастерских МЧ -5 вплоть до самой войны работала табачная фабрика.

Кроме того в паосёлке были построены и активно функционировал целый ряд промышленных продовольственных магазинов. Ну а для увеселения души и тела были ресторан и корчма. И вполне естественно, что их владельцами тоже были евреи, кроме того в посёлке существовали целых две хлебопекарни. Их владельцами были Моор Клейн (его дом тоже был разбомблен, а стоял он там, где сейчас находится сквер перед входом в горисполком) и Мориц Рапопорт. Жилью этого хлебопека повезло гораздо больше: в его доме сейчас находится районная скорая помощь.

Перевозку грузов в окрестные населённые пункты осуществлял Шандор Беркович. Современную по тем временам аптеку построил Шандор Бернат. Сейчас на этом месте находится ресторан "Карпаты". Был в Чопе и свой ветврач - Моор Геры. Его дом находился, но был разрушен в 1944гду на месте сквера, что рядом с католической церковью.

Ну а если у кого из жителей возникали конфликты и споры, в том числе и с законом, то и здесь проблема была вполне разрешимой – в Чопе работал свой юрист, Иштван Геры. Существовало, при чём на достаточно высоком уровне, и медицинское обслуживание населения и обеспечивали его врачи Золтан Шандер, Дежи Хофман, Макс Брюк. В доме Золтана Шандера все послевоенные годы находилась военная комендатура - это большой дом сразу за Проминвестбанком. А вот Дежи Хофман и Макс Брюк построили дом на две семьи, он и до сих пор жилой дом и находится между пиццерией, что на привокзальной площади и магазином "Катруся". Кроме того работали мастерские по ремонту обуви, одежды и часов, там заправляли Изидор Гергода, Арик Клейн, Брюгер и другие.

Как видно из вышесказанного всю инфраструктуру довоенного Чопа организовали и осуществляли вплоть до 1944 года, еврейские семьи. Всего 100 семей. Все эти семьи были уважаемыми людьми и пользовались неукоснительным авторитетом среди жителей посёлка. Уважением среди населения все они пользовались исключительно общеизвестному еврейскому характеру, который не поддаётся абсолютно никакой ассимиляции. А фундамент этого характера зиждется на девизе: "Бедный человек есть мёртвый человек. Руки не делают ничего, всё делает голова ".

Но грянул 1944 год и Гитлер вместе с Салаши в короткий срок решили еврейский вопрос на Закарпатье. В Ужгороде были созданы два гетто. Одно гетто находилось на кирпичном заводе, что на улице Минайской, до войны принадлежавшем братьям - евреям Мошковичам. А второе гетто было на складе пиломатериалов, который принадлежал еврею Глюку и находился в районе улицы Станционной. В этих ужгородских гетто было собраны венгерскими жандармами и отправлены в газовые печи Майданека, Освенцима, Треблинки 14000 евреев. Вполне понятно, что в послевоенный Чоп не вернулась ни одна еврейская семья. Была проведена первая послевоенная инвентаризация (1949 -1951гг) все еврейские дома и участки были признаны бесхозными и переданы в коммунальное собственность Чопа, а спустя несколько лет после инвентаризации по указанию сверху было уничтожено еврейское кладбище, что находилось в районе улицы Чапаева.

Вот эти подробности из еврейской истории города Чопа мы узнали исключительно благодаря Ю. А. Товту, который вот уже много лет разыскивает корни чопских еврейских семей и ведёт с их потомками активную переписку.

 

Список семей проживавших в Чопе до Второй мировой войны,

фамилии, профессии и адреса